+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Акт налоговой проверки должен быть составлен

Акт налоговой проверки по установленной форме должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Ошибки налоговых органов

акт налоговой проверки должен быть составлен
Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по.

Акт выездной налоговой проверки: на что обратить внимание? Данный документ должен быть составлен по определенным правилам. Какие требования к составлению акта проверки? Каковы нюансы подписания и вручения акта проверяемому лицу? Обязан ли налоговый орган представлять приложения к акту проверки?

Акт налоговой проверки должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной проверке. При этом просрочка установленного двухмесячного срока для составления акта выездной проверки никаких правовых последствий не влечет. В акте налоговой проверки отражаются результаты такой проверки.

Как правило, там представлены обнаруженные нарушения налоговых норм, а также выводы, сделанные на основании проверки. В письме от 16 апреля 2009 г. ФНС России приказом от 8 мая 2015 г.

В соответствии с Требованиями акт выездной налоговой проверки должен включать 3 части: 1 вводную с приведением общих положений ; 2 описательную с указанием фактов нарушения законодательства о налогах и сборах ; 3 итоговую с изложением выводов и предложений налогового органа.

При выявлении в ходе проверки фактов нарушений законодательства РФ, не относящихся к цели выездной проверки, они отражаются в акте проверки, только если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. Полученные сведения используются в рамках контроля налоговыми органами в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

В арбитражной практике есть примеры, когда судьи признают незаконным решение по итогам выездной проверки, если: — акт подписали не все проверяющие постановление ФАС Восточно- Сибирского округа от 17 июня 2010 г.

В то же время подписание акта неуполномоченным лицом не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа. Подписание акта проверки не всеми проверяющими не является основанием для отмены решения инспекции. Аналогичная позиция — в постановлениях ФАС Московского округа от 27 июня 2014 г. Подписание акта проверки не всеми проверяющими также не является основанием для отмены решения инспекции, если не подписавшее акт должностное лицо фактически проверку не проводило постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 января 2012 г.

По общему правилу акт налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один хранится в инспекции, второй в соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ вручается проверяемому лицу его представителю.

Акт составляется в трех экземплярах, если проверка повторная проверка в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ проходила с привлечением органов внутренних дел. Учитывая то, что проверяющими изготавливается несколько экземпляров акта проверки, следует исходить из того, что они должны быть идентичными, включая все приложения к акту.

Указанный срок исчисляется в рабочих днях со дня, следующего за датой акта подпункты 2, 6 статьи 6. Поскольку в отношении акта налоговой проверки такой порядок установлен в пункте 5 статьи 100 НК РФ в абзацах 6, 8 пункта 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г.

Налоговый кодекс РФ не содержит указаний, что следует понимать под вручением акта иным способом, удостоверяющим дату его получения. Под таким способом возможна доставка курьером с вручением лично налогоплательщику, а также направление его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В то же время, исходя из смысла абзаца 1 пункта 5 статьи 100 НК РФ, отправку акта таким письмом нельзя рассматривать как иной способ его вручения. Кроме того, направление по почте предусмотрено только для случаев, когда налогоплательщик уклоняется от получения акта абзац 2 пункта 5 статьи 100 НК РФ.

Так, например, имеются судебные акты, согласно которым направление акта по почте при отсутствии доказательств уклонения налогоплательщика от его получения лично является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и соответственно основанием для отмены решения ИФНС. При этом суды исходят из того, что, если налогоплательщик не уклонялся от получения акта лично и не получил поздно получил акт, направленный по почте, решение по результатам проверки подлежит отмене постановления АС Уральского округа от 2 марта 2015 г.

Если проверяемое лицо его представитель уклоняется от получения акта проверки, инспекция направляет его заказным письмом по месту нахождения организации подразделения или месту жительства физлица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Налоговый кодекс РФ не содержит положений о том, какими документами подтверждается направление организации акта проверки почтой и является ли таким подтверждением реестр почтовых отправлений.

Вместе с тем суды приходят к выводу о том, что реестр почтовых отправлений однозначно не свидетельствует о направлении акта проверки постановления ФАС Московского округа от 20 января 2014 г.

Из пункта 5 статьи 100 НК РФ следует, что акт проверки должен быть вручен налогоплательщику или его представителю. Однако не всегда налоговым органом вручается оригинал акта проверки. Хотя из буквального толкования норм Налогового кодекса РФ налогоплательщику должен быть вручен оригинальный экземпляр акта. Несмотря на то что данное решение ВАС РФ принято в период действия Инструкции о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утв.

Вместе с тем в письмах ФНС встречается разъяснение, что компании вручается копия акта письмо от 27 августа 2007 г. Приложения к акту проверки можно условно разделить на два вида: 1. Приложения, в которых приведены отдельные сведения из описательной части акта налоговой проверки. Документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

При этом в пункте 3. Исходя из требований указанной нормы НК РФ налоговый орган без обращения налогоплательщика обязан направлять с актом проверки документы, подтверждающие выявленные нарушения, или выписки из них для соблюдения охраняемой законом тайны. Аналогичное мнение высказывалось в постановлении ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2011 г. В то же время указанная позиция неоднозначна. Так, имеется ряд решений судов с противоположной точкой зрения постановления ФАС Московского округа от 16 апреля 2012 г.

При этом суды мотивируют свои доводы тем, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, обязывающих налоговые органы предоставлять направлять иным способом налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту проверки. Офис: РТ, г. Казань, пр. Ямашева,10 Тел: 843 555-60-65.

Наши публикации

Требования к составлению акта налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. Требования к составлению акта выездной повторной выездной налоговой проверки 1. В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации далее - Кодекс в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной повторной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт выездной повторной выездной налоговой проверки.

Акт выездной повторной выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса , предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.

При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки филиалов и представительств, изложенных в разделах акта.

Раздел акта по результатам налоговой проверки филиала представительства оформляется в общеустановленном порядке и подписывается должностными лицами налогового органа, проводивших проверку филиала представительства , и руководителем уполномоченным им лицом или представителем организации филиала представительства. Акт выездной повторной выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте выездной повторной выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего руководителя проверяющей группы бригады и проверяемого лица его представителя.

Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте выездной повторной выездной налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу , котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

Акт выездной повторной выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта выездной повторной выездной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице, его филиале, представительстве. Вводная часть акта выездной повторной выездной налоговой проверки должна содержать: номер акта проверки присваивается акту при его регистрации в налоговом органе ; наименование места составления акта выездной повторной выездной налоговой проверки; дату акта проверки.

Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку; должности, фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их классные чины при наличии , с указанием руководителя проверяющей группы бригады , а также наименование налогового органа, который они представляют. В случае привлечения к проведению налоговой проверки сотрудников органов внутренних дел во вводной части акта указываются их должности, фамилии, имена, отчества, а также наименование правоохранительного органа, который они представляют; дату и номер решения руководителя заместителя руководителя налогового органа о проведении выездной повторной выездной налоговой проверки, в случае внесения в указанное решение изменений дополнений решением руководителя заместителя руководителя налогового органа приводится дата и номер такого решения; полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество проверяемого лица.

В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование проверяемого филиала, представительства. При этом датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной повторной выездной налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющим руководителем проверяющей группы бригады справки о проведенной проверке.

В случае, если по решению руководителя заместителя руководителя налогового органа выездная повторная выездная налоговая проверка была приостановлена, а в дальнейшем возобновлена, то приводится дата и номер соответствующих решений, а также период, на который данная проверка была приостановлена.

При наличии решения о продлении выездной повторной выездной налоговой проверки отражаются реквизиты решения о продлении и срок продления; фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации филиала, представительства или иного обособленного подразделения - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении, увольнении с занимаемой должности, исполнении обязанностей; место нахождения организации ее филиала, представительства или иного обособленного подразделения , ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также иных участников консолидированной группы или место жительства физического лица, индивидуального предпринимателя; сведения о наличии лицензируемых видов деятельности номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии.

В случае осуществления видов деятельности, не подлежащих лицензированию, сведения об отсутствии лицензии не приводятся; сведения о фактически осуществляемых организацией филиалом, представительством или иным обособленным подразделением, участниками консолидированной группы налогоплательщиков, физическим лицом, видах финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о видах деятельности, запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии; сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов сплошной, выборочный.

Приводятся виды проверенных документов и при необходимости перечень конкретных документов; сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки указываются только те мероприятия налогового контроля, которые подтверждают налоговое правонарушение : допросах свидетелей; осмотрах территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документов и предметов; истребовании документов при проведении налоговой проверки; истребовании документов информации о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; выемке документов и предметов; иных мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; иные необходимые сведения.

Содержание описательной части акта выездной повторной выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям: а объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных проверяемым лицом деяний действий или бездействия.

По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены: вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится; б оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях расчетах данными, связанными с исчислением и уплатой удержанием, перечислением налогов сборов , и фактическими данными, установленными в ходе проверки.

Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной повторной выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему; в ссылки на первичные бухгалтерские документы с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения; г квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Кодекса , законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом; д ссылки на заключения экспертов в случае проведения экспертизы , протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля в случае производства соответствующих действий.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах: полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: сведений о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях расчетах ; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и т.

В случае если проверяемое лицо внесло в установленном порядке изменения в налоговую декларацию расчет , а также уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента назначения выездной повторной выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, то указанные изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной повторной выездной налоговой проверки.

При представлении уточненных налоговых деклараций расчетов после назначения выездной повторной выездной налоговой проверки в акте проверки следует указать дату представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации расчета , ее регистрационный номер, суть внесенных изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени; е четкость, лаконичность и доступность изложения.

Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета; ж системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов сборов , на неуплату неполную уплату удержание, перечисление которых данные нарушения повлияли, в разрезе соответствующих налоговых периодов.

Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту приложения. В данном случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений со ссылкой на конкретные нормы Кодекса или иных нормативных правовых актов, нарушенные проверенным лицом, а также общее количественное суммовое выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту.

При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное суммовое выражение последствий нарушения.

Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим его проверяющим либо руководителем проверяющей группы бригады. В случае ведения налоговым органом карточек "Расчеты с бюджетом" в разрезе бюджетов сумма налога сбора пени, подлежащая уплате перечислению в бюджет, указывается как в целом по налогу сбору пени, так и отдельно по каждому бюджету; б предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату неперечисление налогов и сборов, приведение налогоплательщиком учета своих доходов расходов и объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательством порядком и т.

Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи Кодекса , предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Кроме того, итоговая часть акта выездной повторной выездной налоговой проверки должна содержать: г указание на количество листов приложений; д указание на право представления возражений по результатам выездной повторной выездной налоговой проверки.

Акт выездной повторной выездной налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка его представителем. До вручения лицу, в отношении которого проводилась проверка его представителю , акт выездной повторной выездной налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе. Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу их представителям , третий - направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа проверяющими составляется три экземпляра акта при участии сотрудников органа внутренних дел - четыре экземпляра акта. При этом один экземпляр акта повторной выездной налоговой проверки остается в вышестоящем налоговом органе, один экземпляр - передается проверяемому лицу, один экземпляр - в инспекцию по месту постановки на учет проверяемого лица, один экземпляр передается в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке.

Акт выездной повторной выездной налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение десяти дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, а также ведомости, таблицы и иные материалы, указанные в литере "ж" подпункте 2 пункта 6 настоящих Требований.

При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Все экземпляры акта налоговой проверки являются идентичными и включают все указанные в нем приложения. Экземпляр акта налоговой проверки, остающийся на хранении в налоговом органе, а также все документы, относящиеся к проведенной налоговой проверке, указанные в пункте 11 настоящих Требований, являются документами для служебного пользования.

На последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:. При отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт выездной повторной выездной налоговой проверки на последней странице акта делается запись: должность, фамилия и инициалы руководителя организации филиала, представительства, иного обособленного подразделения, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков или иного участника консолидированной группы налогоплательщиков, или фамилия и инициалы физического лица, или фамилия и инициалы их представителя от подписи акта отказался", заверенная подписью проверяющего руководителя проверяющей группы бригады с указанием соответствующей даты.

При этом акт выездной повторной выездной налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации, месту нахождения ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, или месту жительства физического лица. В указанном случае датой вручения акта в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Кодекса считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Требования к составлению акта камеральной налоговой проверки 1. При подготовке акта камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа обязано руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной повторной выездной налоговой проверки, указанными в разделе 1 Требований к составлению акта налоговой проверки, за исключением вводной части. Вводная часть акта камеральной проверки должна содержать: номер акта проверки присваивается акту при его регистрации в налоговом органе ; наименование места составления акта камеральной налоговой проверки; дату акта проверки.

Под указанной датой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку; должность, фамилию, имя, отчество лица, проводившего проверку, его классный чин при наличии , с указанием наименования налогового органа; сведения о налоговой декларации расчете , на основе которой проведена камеральная налоговая проверка наименование налога сбора , дата представления, первичная либо уточненная корректирующая , регистрационный номер, период ; полное и сокращенное наименование организации, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков или иного участника консолидированной группы, или фамилия и инициалы физического лица или фамилия и инициалы их представителя.

Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается проверенному лицу. Вручение акта камеральной налоговой проверки налогоплательщику плательщику сборов, налоговому агенту должностным лицом налогового органа производится аналогично вручению акта выездной налоговой проверки.

Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную.

Статья 100 НК РФ. Оформление результатов налоговой проверки

Налоговые правонарушения, не предусмотренные указанными выше составами налоговых правонарушений статья 125 , пункт 2 статьи 126 , статьи 128 , 129 , 129.

Налоговые правонарушения, совершенные проверяемым налогоплательщиком и предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Кодекса, могут быть оформлены в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса в рамках проведения выездной налоговой проверки. При составлении акта налоговой проверки налоговым органам необходимо обеспечить идентичность всех экземпляров акта налоговой проверки, в том числе по количеству и составу указываемых в нем приложений, являющихся его неотъемлемыми частями, с учетом положений пункта 3.

В соответствии с пунктом 3. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Таким образом, в акте налоговой проверки: указываются все приложения, на которые в акте имеются ссылки; отдельно указываются приложения, которые вручаются направляются лицу, в отношении которого проведена налоговая проверка, в том числе в виде выписок; отдельно указываются приложения, которые не вручаются не направляются лицу, в отношении которого проведена налоговая проверка.

Статья 102 Кодекса, регламентируя оборот конфиденциальной информации, содержащей сведения, составляющие налоговую тайну, не препятствует сбору и использованию налоговыми органами в качестве доказательств документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Указанная регламентация не препятствует выполнению налоговыми органами положений пункта 3. Более того, подпункт 3 пункта 1 статьи 102 Кодекса исключает из состава сведений, составляющих налоговую тайну, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Налоговым органам при применении пункта 3. Именно такие документы прилагаются к акту налоговой проверки в виде заверенных налоговым органом выписок. Кроме того, выписка должна содержать техническую информацию, идентифицирующую документ.

Выписка из документа, составленная по правилам пункта 3. Например, выписка по операциям на счете в банке, запрошенная согласно статье 86 Кодекса, содержит сведения о всех операциях на счете в банке за определенный период.

В том случае, если в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении используются сведения об отдельных операциях на счете, документ прилагается к акту налоговой проверки в виде выписки.

Однако в том случае, если имеющий отношение к делу о налоговом правонарушении факт может быть подтвержден только полной выпиской по операциям на счете например, факт осуществления транзитных платежей только либо преимущественно между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций , документ должен быть приложен к акту налоговой проверки в полном объеме.

Иные документы, приведенные в пункте 1. Решения налогового органа, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношении проверяемого лица, могут являться приложениями к акту налоговой проверки в случае, если их копии не вручены налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 21 Кодекса.

Приложение 6. Требования к составлению акта налоговой проверки

Поделиться в соц. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки. Именно об этих ошибках и пойдет речь в статье.

В соответствии с п. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте такого правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Так называемые схемы правонарушений, на которые ссылаются инспекции, доказательствами по конкретным делам не подкрепляются. Уголовные дела во многих случаях не возбуждаются, и расследование не проводится. Более того, при рассмотрении дел в судах выясняется, что нередко уголовные дела оказываются прекращенными или приостановленными из-за неустановления виновных лиц.

Также, по мнению Президиума ВАС РФ, решение налогового органа об имеющейся задолженности общества перед бюджетом не является обстоятельством, освобождающим инспекцию от обязанности доказать факт такой задолженности Постановление от 21 июня 2012 г.

Приведем конкретные примеры судебных споров, в которых суд, исследовав представленные доказательства, встал на сторону налогоплательщика. Так, в Постановлении от 12 февраля 2013 г. Суд признал позицию инспекции неправомерной. По мнению судей, по сути доводы налогового органа направлены на оценку гражданско-правовых взаимоотношений между сторонами и не могут являться основанием для признания расходов нецелесообразными и неэффективными, с учетом свободы договора и волеизъявления сторон.

Поскольку стоимость оказанных услуг предъявлена обществу к оплате с учетом НДС, общество имеет право на вычет суммы налога в порядке, предусмотренном ст. Таким образом, случаи, когда налоговые органы не могут подтвердить обоснованность своих расчетов и нарушений, не являются редкими.

Обратите внимание: при отсутствии выявленных ошибок в ходе камеральной проверки налоговый орган не может истребовать документы и привлечь к ответственности за их непредставление Постановления Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. Вместе с тем существует и противоположная судебная практика. В Постановлении от 25 октября 2007 г. Суд указал, что данный аргумент не основан на нормах Налогового кодекса РФ, поэтому инспекция законно привлекла налогоплательщика к ответственности по п.

Процессуальные нарушения При проведении налоговой проверки налоговые органы допускают и различные ошибки процессуального характера. Требования к камеральной проверке представлены в ст. По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания проверки. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка его представитель , в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом его представителем письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем заместителем руководителя налогового органа, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней.

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Несоблюдение данного порядка может служить основанием для отмены решения налогового органа.

К основным ошибкам налоговых органов можно отнести, в частности: несоблюдение срока проведения проверки; проведение повторной проверки по одним и тем же основаниям; истребование значительного перечня документов при проведении проверки; непринятие возражений на акт проверки; рассмотрение документов в период более трех лет. В некоторых случаях нарушение срока проведения проверки может являться основанием для отмены такого решения.

В данном судебном споре суд установил, что камеральная проверка проводилась с превышением срока, установленного п. Поэтому решение о привлечении к ответственности по результатам такой проверки незаконно. Суд пришел к выводу, что длительный срок проведения проверки свыше трех месяцев со дня представления налоговой декларации свидетельствует о нарушении инспекцией целей налогового администрирования.

Тем не менее налогоплательщику рекомендуется использовать и иные основания для обжалования решения. Все дело в том, что не все суды так единодушны в принятии решения об отмене актов налоговых органов в связи с нарушением сроков проверки.

Например, в Постановлении от 14 мая 2010 г. Это незаконно. На основании данного факта суд пришел к выводу о незаконности требования налогового органа о повторном представлении тех же документов. В Постановлении от 18 апреля 2008 г. Часто во время проверки налоговые органы также истребуют значительное число документов, например все документы за трехлетний период. Понятно, что для больших компаний такое требование исполнить невозможно.

Инспекторы порой хотят получить гораздо большую информацию о контрагентах проверяемой организации, чем это обусловлено предметом проверки. Таким образом, не могут быть истребованы документы, не относящиеся к предмету налоговой проверки. Однако не все процессуальные ошибки столь существенны. Например, налоговый орган может допустить опечатку в ИНН или неверно указать либо вовсе не указать сведения о дате, номере акта проверки, лицах, проводивших проверку, или о периоде, за который проведена проверка.

Такого рода нарушения не являются самостоятельным основанием для отмены решения по камеральной проверке. Кроме того, по ряду вопросов налогового администрирования существуют различные решения налоговых органов. Так, в отношении внесения изменений ИФНС России в акты и решения налоговой инспекции судьи занимают неоднозначную позицию. Часть судов приходит к мнению, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу права вносить какие-либо изменения и дополнения в принимаемые акты проверки и решения Постановления ФАС Поволжского округа от 1 ноября 2011 г.

Как доказать свою правоту Самым важным является вопрос: что же делать, если вы уверены в своей правоте? Бороться за свои права. Если ошибки налоговых органов выявлены в акте проверки, возможно подготовить возражения на акт проверки. В возражениях следует отдельно указать на процессуальные нарушения и нарушения материального права налоговыми органами. Обжалование данного вида решений производится в следующем порядке: апелляционное обжалование; обжалование решения после вступления его в силу.

Апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Согласно п. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе п. Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Налоговым кодексом РФ п. В связи с этим во избежание споров необходимо, чтобы жалоба фактически поступила в налоговый орган до окончания этого срока.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение. Однако налогоплательщику необходимо учитывать, что пени по доначисленным в результате проверки налогам продолжают увеличиваться до тех пор, пока сумма недоимки не будет погашена. Причем независимо от того, вступило решение в силу или нет и было ли приостановлено его действие.

В связи с этим актуальным является вопрос добровольного исполнения решения по результатам проверки до рассмотрения апелляционной жалобы. Решать этот вопрос следует с учетом оценки вероятности удовлетворения жалобы и готовности организации уплатить пени.

В жалобе следует указать: налоговый орган, в который подается жалоба; данные о налогоплательщике; позицию налоговой инспекции; позицию налогоплательщика с указанием ссылок на нормы НК РФ, позицию Минфина России, судебную практику.

В заключительной части следует сформулировать, какого решения хочет добиться налогоплательщик. Это может быть отмена акта налогового органа или же изменение решения. Рекомендации и выводы для налогоплательщиков Если ошибка не повлияла негативным образом на права и обязанности организации как налогоплательщика, не повлекла за собой каких-либо негативных последствий для налогоплательщика и была устранена налоговым органом самостоятельно, то оспорить такую ошибку налогоплательщик не сможет.

Налоговому органу целесообразно представить все документы по его запросу. Вместе с тем следует учитывать, что при отсутствии выявленных ошибок при осуществлении камеральной проверки налоговый орган не может истребовать документы и привлечь к ответственности за их непредставление. Однако стоит иметь в виду, что с 2010 г.

Если налоговый орган адресовал документы неуполномоченному лицу, то такие действия возможно оспорить. Не исключена возможность проведения выездной проверки в отношении налогоплательщика по налоговым периодам, которые уже являлись объектом налогового контроля посредством камеральной проверки.

Оспаривать законность такой проверки нет смысла. Направление акта только по юридическому адресу при условии, что налоговый орган располагал сведениями о фактическом адресе, может лишить налогоплательщика права представить возражения и объяснения на акт. По данному основанию возможно оспорить акт налоговой проверки.

Если проверку провел неуполномоченный орган, то этот факт возможно оспорить в суде. Если налоговый орган дважды проверяет начисление одного и того же налога, то это является неправомерным. Согласно абз. Добиться отмены итогового решения по выездной проверке, ссылаясь только на нарушение срока проверки, не получится. Налогоплательщику необходимо учитывать, что пени по доначисленным в результате проверки налогам продолжают увеличиваться до тех пор, пока сумма недоимки не будет погашена.

В заключение отметим, что наличие ошибок в актах налоговой проверки и решениях является козырем в руках налогоплательщика, а значит, стоит обжаловать неправомерные решения. Версия для печати.

Акт налоговой проверки должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной проверке.


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий